ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

О правах родителей при воспитании ребенка


Юрий Ершов О правах родителей при воспитании ребенка

 

Родители – люди, указанные в свидетельстве о рождении или признанные ими решением суда (бывает и такое). Они имеют определенные права, связанные с их детьми.

 

1. Право на непосредственное воспитание ребенка.

Это и право, и обязанность одновременно, как и большинство других родительских прав. Это означает, что сами родители выбирают, как именно воспитывать ребенка, какие моральные ценности и нормы класть в основу его мировоззрения, которое формируют именно они. Конечно, этим правом можно и злоупотребить, внушая ребенку заведомо неприемлемые для жизни в обществе установки. Это может привести к тому, что органы опеки и попечительства обратятся в суд с иском о лишении таких людей родительских прав.

Но это исключительные случаи, они редки. Важно же то, что пока родитель не лишен родительских прав, именно он вместе с другим родителем только и вправе определять вопросы воспитания ребенка. В это право включается, в том числе, и возможность запрещать вмешательство в воспитание ребенка для всех иных людей. В этот круг входят не только родственники и знакомые, но и, что важно – педагоги, воспитатели детских садов, школьные психологи, и т.д.

Этот момент сложно переоценить. В последнее время весьма участились случаи, когда во время нахождения ребенка в образовательных учреждениях (чаще всего в школе) на него воздействуют те или иные деятели, пытаясь внушить детям какие-то идеи о том, что такое хорошо, и что плохо, как себя надо вести, к чему стремиться и т.д. То есть пытаются воспитывать.

Родителям надо знать, что у них есть право пресекать это воздействие, если оно им не нравится. Сюда могут входить и религиозные образовательные программы поскольку Россия является многоконфессиональным государством, где ни одна религия не является государственной, и любая церковь отделена от государства, пропаганда идей одной из религий может напрямую противоречить интересам родителей в том, как они считают нужным воспитывать ребенка(не говоря уже и о том, что у любого родителя есть право давать ребенку атеистическое образование, если таково его мировоззрение).

К этому же вопросу относятся и попытки активно влиять на детей не в меру активных психологов, которые порой пытаются развивать в школах бурную деятельность. Часто это реализация неких программ, нередко сомнительного свойства (известен пример такой психологической программы, основанной, среди прочего, на цитатах из Маркиза де Сада).

Мое личное мнение – в этом случае обязательно надо «давать по рукам» таким "воспитателям". Ребенок идет в школу, чтобы получать образование по программе, являющейся обязательной в силу утвержденных стандартов и включающей в себя сведения из разных областей, но это области знания. Сведения о мире, добытые человечеством, признанные необходимыми для нормального развития ребенка. В них не могут и не должны входить внушение ребенку нравственных ценностей помимо воли родителей.

Способы и методы воспитания должны исключать унижение человеческого достоинства детей и т.п. В противном случае родители несут ответственность: уголовную, административную, гражданскую, семейную. Гражданская ответственность: с родителей могут быть взысканы убытки и компенсация морального вреда.

 

2. Право осуществлять представительство и защиту своих несовершеннолетних детей.

Дети нуждаются в защите, с этим сложно спорить. Данная защита это право и обязанность их родителей. Именно родители определяют, в какой степени и в каких случаях эта защита требуется, и как именно ее осуществлять. Защита детей должна производиться родителями в любой сфере, любой области детской жизни, здесь нет и не может быть никаких запретов или ограничений. Детский сад, школа, детские игры во дворе, поликлиники и больницы, различные кружки и секции, государственные учреждения... вобщем, везде.

Органы опеки и попечительства могут, по просьбе родителей, оказывать им какое-то содействие в этом. Иногда их вмешательство является обязательным – скажем, по закону суд обязан привлечь органы опеки к участию в деле, если решение суда по какому-либо делу может затронуть права несовершеннолетнего ребенка.

Однако наличие этих органов не может являться оправданием для родителей в том, чтобы не защищать интересы своих детей. Опять же, лично мое мнение, здесь не следует бояться «перебрать» и лучше выступить на защиту ребенка даже если нет полной ясности по поводу ситуации. Есть правило «не знаешь чью сторону занять, занимай сторону слабейшего, так ты, по крайней мере, причинишь меньшее зло». Ребенку кроме родителей ждать поддержки обычно неоткуда. Конечно, сложно бывает и балансировать между защитой ребенка и чрезмерным вмешательством в его жизнь, ведь он самостоятельная личность, чье мнение обязательно следует учитывать. А его мнение относительно вмешательства родителей может отнюдь не совпадать с позицией самих пап и мам. Здесь невозможно предложить какой-то единый для всех рецепт, в любом случае каждый случай уникален, и ответственность на родителях, взрослых опытных людях.

Защита может проявляться в разных формах. Так, в каких-то случаях бывает достаточно сделать устное заявление соответствующему лицу. Скажем, сообщить директору, что ребенок не будет посещать занятия с психологом, которые ребенку усиленно навязывают. Порой устных замечаний не хватает. В этом случае необходимо прибегнуть к написанию и подаче жалоб и заявлений. Относительно школьных происшествий высшей инстанцией является директор школы внутри нее самой, а он подотчетен муниципальным образовательным органам. Они называются обычно Управление (отдел, департамент) образования города (района). Следующий уровень это органы образования региона, министерства или управления образования области (республики). Если правду нельзя найти и там, то следует обращаться в Министерство образования РФ. Причем если начать не с нижней инстанции районного (городского) отдела образования, а обратиться сразу в одних из вышестоящих органов, они, вероятнее всего, все равно передадут вопрос на рассмотрение в нижнее звено. Поэтому двигаться лучше последовательно, кроме случаев, когда обращение на какой-то уровень заведомо бесперспективно.

Если интересы ребенка пострадали из-за действий медиков, то здесь также есть своя вертикальная структура: от отделов (управлений и пр.) здравоохранения района или города до федерального Министерства здравоохранения, где следует действовать по тому же принципу, что выше указан для органов образования.

Примером нарушения интересов ребенка может быть навязывание ему посещения врача, требование перевода его в коррекционный класс и пр. Такие примеры навязывания встречаются, и каждый из них основан на нарушении интересов ребенка. Навязывать медицинскую помощь ребенку в любом виде никто не имеет права, только родители принимают такие решения, если они не лишены своих прав через суд. Часто детей, которые себя ведут не так, как хотелось бы учителям, пытаются направить к психиатру, мотивируя это вымышленным, но на сегодняшний день распространенным диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности»(СДВГ). Ни один медик до сих пор не смог доказать наличие такого заболевания, но тем не менее масса примеров, когда озорных детей, которые не очень любят долго сидеть на одном месте, подвижны и активны, объявляли «гиперактивными» и прописывали им тяжелые психотропные препараты, вызывавшие у детей приступи ярости, агрессии (есть несколько известных примеров, когда такие дети без причин совершали дикие акты насилия в американских школах); или, наоборот, рождают сильную тягу к самоубийству, порождают тяжелейшие расстройства как психики, так и просто состояния здоровья. Я знаю примера, когда ребенку поставили страшный диагноз «шизофрения» просто потому, что у него несколько раз была повышенная температура после посещения школы, и кто-то дал родителям «добрый совет» пойти к психиатру.

Тоже самое с коррекционными классами. Дети могут быть помещены в них только с согласия родителей, это важно знать! Порой для педагога вместо того, чтобы работать с ребенком, стараться дать ему знания, куда проще объявить ребенка имеющим «задержку в развитии» и направить в такой класс. Но без согласия родителей школа этого сделать не имеет права, что и важно знать.

Параллельно защиту детей можно осуществлять через прокуратуру, которая может не только расследовать уголовные преступления, но также и обязана осуществлять надзор за соблюдением закона практически во всех сферах жизни, включая и несовершеннолетних детей.

Если те решения, которые принимают по вашим жалобам в органах образования, здравоохранения, прокуратуры и пр., вас не устраивают, всегда можно их обжаловать в судебном порядке. Суд должен будет дать правовой анализ ситуации и принять решение о том, кто прав в данном споре. Дела в суде можно вести и самостоятельно, но лучше, конечно, пригласить для защиты адвоката или иного компетентного юриста.

Часто бывает полезным и обращение в средства массовой информации, которые могут сформировать общественное мнение, через которое обычно редко решаются перешагнуть государственные чиновники.

Еще один аспект вопроса о защите интересов детей: родители не вправе представлять интересы детей, если установлено в органе опеки и попечительства, что между интересами детей и родителей имеются расхождения, орган опеки и попечительства в этом случае обязан назначить другого представителя для защиты интересов ребенка. Однако родитель может в судебном порядке оспорить это мнение о противоречии между его интересами и интересами ребенка.

 

3. Право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных и иных учреждений.

Здесь, пожалуй, все достаточно понятно. Данное право напрямую связано с предшествующим, чтобы должным образом детей представлять и защищать их интересы, родители нуждаются в как можно более полной информации о них. В связи с этим никто не вправе скрывать от родителей имеющуюся информацию о детях, и обязан ее сообщать письменно. Для этого, правда, лучше сами родителям письменно соответствующую информацию запрашивать. Отказ можно в предоставлении можно обжаловать в суде.

 

4. Право сохранять конфиденциальность информации о самом ребенке и его семье.

Без согласия родителей никто не вправе производить сбор, использование и распространение информации о ребенке и о его семье. В Конституции и других законах это право именуется «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Важным мне видится пресечение таких методов сбора информации о ребенке и семье, как, к примеру, анкетирование детей в школах или иных местах без ведома родителей. Это недопустимо и родители имеют в таких случаях полное право требовать наказания тех, кто этим анкетированием занимается (кто бы это не были, школьные врачи, психологи, учителя и пр.), изъятия самих анкет и уничтожения любых документов содержащих почерпнутые из детских анкет сведения. Еще один подобный «фокус», весьма распространенный – это тестирование. Тесты также призваны дать тому, кто их проводит, сведения о ребенке. И это вновь прерогатива родителей, решать хотят ли они тестирования ребенка или возражают против его проведения. Следовательно, проведение теста без письменного согласия родителя уже предполагает нарушение данного права.

К этой же ситуации относится и обследование детей перед поступлением в школу. В силу Определения Верховного Суда РФ от 08.11.2005г. психиатр не может входить в состав комиссии, которую ребенку надо пройти при поступлении в школу, и этим знанием не рекомендуется пренебрегать, ведь психиатр может поставить ребенку уже указанный выше диагноз СДВГ или что-либо не менее приятное, исковеркав ему всю дальнейшую жизнь. Поэтому даже если этот «специалист» фигурирует в перечне, который дала вас школа для прохождения обследования, просто обходите его стороной. Закон на вашей стороне.

 

5. Заключение.

Здесь указаны наиболее основополагающие права, которые, по моим наблюдениям, нарушаются чаще всего и требуют защиты. Однако это не все. Подробно они изложены в Семейном кодексе, законах и конвенциях, в которых участвует Россия.

Родительские права прекращаются по достижению детьми 18 лет, или если до 18 лет заключается брак.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей, они при осуществлении родительских прав не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.

 

Ершов Ю.Л.

Доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин юридического
факультета Курганского государственного университета

Адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро
«Эксперт» (г. Екатеринбург)

Кандидат юридических наук