ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

«Невменяемая преступность» захлестнула Россию



В своей аналитической статье "«Невменяемая преступность» захлестнула Россию" Евгений Зубарев раскрывает злободневную тему освобождения от уголовной ответственности преступников при использовании психиатрического института невменяемости.

Им собраны яркие примеры когда лица совершившие преступления были признаны психиатрами и судом невменяемыми, в связи с чем суд освобождал их от уголовной ответственности и направлял на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

По истечении какого-то времени психиатры признавали этих преступников не представлявшими общественной опасности и выпускали жить в общество.

Обычно после непродолжительного промежутка времени эти преступники совершали очередные зверские преступления. Но психиатры снимают с себя ответственность за то, что их бывшие пациенты совершают очередные преступления кивая на то, что в этом виновно психическое расстройство преступника, чем расписываются в своей беспомощности и неспособности определять насколько опасен тот или иной их пациент.

Таких примеров в интернете можно найти достаточно много, а это говорит о системности поднятой проблемы.

В конце статьи Евгений Зубарев подводит проблему к решению тотального контроля психиатрами лиц с психическими расстройствами.

На мой взгляд Евгений подняв проблему не рассмотрел и не проанализировал ее внимательно, так как такое решение уже использовалось в СССР и не принесло желаемого эффекта. И более того, такой метод нарушает многие права большинства граждан, у которых психиатры диагностируют какое-либо психическое отклонение, и которые никакого отношения к преступлениям не имеют.

Марк Твен в свое время заметил: «Сумасшествие сейчас в мире безусловно растёт, а преступность отмирает... Раньше, если вы убили человека, нельзя было исключить того, что вы сошли с ума, – но теперь, если вы убили человека, – это свидетельствует о том, что вы чокнутый».

После прочтения этой аналитической статьи рекомендую прочитать две статьи почетного профессора психиатрии Томаса Саса «Обезглавливание в автобусе. Как мы объясняем разум убийцы?» и «Растление детей: преступление или болезнь?». А после прочтения всех этих материалов сделайте свой вывод о решении проблемы освобождения от уголовной ответственности преступников в связи с невменяемостью.

Александр Приятельчук


Евгений Зубарев

Психбольница

«Невменяемая преступность» захлестнула Россию. Лица, совершившие тягчайшие преступления, признаются невменяемыми, но не изолируются, а отпускаются на свободу, где снова совершают жесткие убийства.

 

«В период с декабря 2010 года по март 2011 года на территории Московского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга неизвестный мужчина, угрожая ножом, совершил 3 разбойных нападения и насильственных действий сексуального характера в отношении мальчика и двух девочек в возрасте от 10 до 13 лет, в ходе которых он похитил мобильные телефоны детей. Данные преступления вызвали большой общественный резонанс в городе. 18 марта 2011 года был задержан 17-летний местный житель, не работающий, состоящий на учете в психо-неврологическом диспансере, который подозревается в совершении, указанных преступлений».

«Андрей Суриков, бывший сотрудник ГИБДД, в 2008 году убил в Наро-Фоминском районе с мая по сентябрь трёх девушек — 16-летнюю Марию Веселову, Марину Карпенко, 21 года и её ровесницу Ольгу Парахину. Первую жертву маньяк сначала задушил, а потом ударил несколько раз ножом, а двух остальных убил только посредством ножа. Ранее он уже был судим за попытку убийства, но признан невменяемым и помещен в стационар, откуда вышел через несколько месяцев как излечившийся. Теперь, после серии новых убийств, Московский областной суд опять освободил убийцу от ответственности и постановил отправить 31-летнего Андрея Сурикова на психиатрическое лечение в тот же стационар».

«Решением суда подросток в Каменском районе Алтайского края освобожден от уголовной ответственности за изнасилование несовершеннолетней. В связи с имеющимся психическим заболеванием он признан невменяемым в момент совершения противоправных действий. Установлено, что ночью 10 января пьяный подросток, применяя физическую силу, затащил потерпевшую в нежилой дом, где изнасиловал ее, а затем, несмотря на просьбы девушки отпустить ее, завел ее в другой нежилой дом и под угрозой убийства вновь совершил изнасилование. Потерпевшая реально опасалась угрозы со стороны обвиняемого, потому что знала, что его отец осужден на пожизненное лишение свободы за изнасилование и убийство. Несовершеннолетний направлен на лечение в стационар общего типа».

«Ситуация крайне серьезная, но общество лишено даже возможности обсуждать эту проблему, поскольку закон «О психиатрической помощи» прямо запрещает разглашать информацию, связанную с оказанием психиатрической помощи», — рассказал «Росбалту» судебный психиатр, попросивший не указывать его имя и должность. «Ранее, в рамках разработанной Росздравом федеральной целевой программой «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» в России были распущены по домам несколько сотен тысяч психически больных граждан. Мотив у правительства был один: экономия средств. Но в результате резко выросло количество преступлений, совершаемых психически больными гражданами», — сообщил психиатр.

Ситуация с признанием невменяемыми российских преступников стала причиной международного скандала, когда серийный грабитель Вячеслав Дацик, совершивший как минимум 22 грабежа, был признан невменяемым в Петербурге. А спустя несколько месяцев, после бегства в Норвегию, он был осмотрен норвежскими психиатрами и признан совершенно здоровым.

При этом, как рассказали «Росбалту» сами врачи, опасные пациенты находятся в стационарах без надлежащей охраны и контроля, могут сбежать тогда, когда захотят, и постоянно угрожают персоналу. Переосвидетельствование относительно правомочности применения принудительной меры лечения необходимо проводить каждые 6 месяцев, фактически едва ли не по каждому поводу медики обязаны извещать суд и только через суд решать даже элементарные вопросы. Поэтому врачи крайне заинтересованы в том, чтобы таких пациентов как можно быстрее выпустили на свободу. При этом врач, признавший опасного пациента неопасным для общества, не несет никакой ответственности даже в том случае, если этот больной затем совершит тяжкое преступление.

«Повторные эксцессы, обострения хронических заболеваний – достаточно частое явление у психически больных. Недавно мы госпитализировали больного с территории одного из петербургских предприятий. Нас вызвало руководство предприятия, когда их работник начал возводить кирпичную стену вокруг своего рабочего места. В процессе задержания гражданина у него в кармане было найдено мощное взрывное устройство, которым он, по собственному признанию, собирался в ближайшие дни взорвать своего соседа по гаражу, который его чем-то раздражал. А когда мы стали смотреть историю этого больного, выяснилось, что несколько лет назад он в коммунальной квартире расстрелял из ружья целую семью, был затем признан невменяемым, помещен в стационар, а затем выпущен оттуда как выздоровевший и неопасный для общества. При этом этот человек водит машину и вообще пользуется всеми правами здоровых людей, хотя, несомненно, представляет большую опасность для общества», — рассказал «Росбалту» врач скорой психиатрической помощи.

Примечательно, что согласно исследованиям психиатров, подавляющее большинство преступников имеют нарушения психики. «По результатам судебно-психиатрических экспертиз 68,7% осужденных обнаруживали нервно-психические расстройства, а среди убийц, которые были практически все охвачены экспертизой, 71,5% преступников — это лица, в основном, с психическими аномалиями. При этом наиболее криминогенными группами являлись лица, страдающие психопатиями и органическим поражением центральной нервной системы, значительно реже — неврозами. В свою очередь, следующее исследование показывает, что 65-70% тяжких и особо тяжких преступлений против личности совершается именно лицами, страдающими психическими аномалиями». То есть почти любого преступника можно назвать психически больным, однако, по счастью, это еще не приводит к тотальному освобождению от уголовного наказания – пока, по статистике, в России признаются невменяемыми около 10% преступников.

Безнаказанность «невменяемых» распространяется и на гражданско-правовые отношения – так, недавно стало известно, что москвич Леонид Насветиков, который на своем внедорожнике Hyundai Terracan совершил серию умышленных ДТП, в результате которых были разбиты 24 автомашины, в том числе два Ford, Infiniti, Volkswagen, Porsche Cayenne, ничего никому не должен. Он признан невменяемым и потому не будет возмещать ущерб (свыше 10 млн рублей), который он нанес десяткам ни в чем не повинных людей.

Похоже, чтобы хорошо жить в такой стране, как Россия, следует при рождении быть признанным невменяемым, поскольку отсутствие реального контроля позволяет психически больным людям владеть правами на автомобиль и на оружие, избежать срочной службы в армии, заниматься любой профессиональной деятельностью, а в случае совершения преступления не опасаться привлечения к уголовной и даже к гражданской ответственности. Добавьте к этому невозможность госпитализации даже опасного психически больного гражданина без его письменного согласия и вы поймете, в каком сумасшедшем доме мы все с вами сегодня живем.

Психиатры говорят, что исправить ситуацию может тотальный и многоуровневый контроль за психически больными гражданами, однако пока эти меры не прописаны в законодательстве, они остаются благими пожеланиями немногих здоровых людей, еще оставшихся в России.

Источник

Информационное агентство «Росбалт»