ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Психбольных «лечили» электрошоком


Источник

«Российская газета»

Автор: Евгения Цинклер

Опубликованно в Российской газете

В Вологодской областной психиатрической больнице установлены факты нарушений закона при применении электросудорожной терапии.

Поводом для прокурорской проверки состояния дел в Вологодской областной психиатрической больнице стало обращение одного из бывших пациентов отделения интенсивной терапии в правозащитную организацию. По словам мужчины, в заведении бытовала практика наказаний электросудорожной терапией (ЭСТ). «Если я в чем-то конфликтовал с персоналом, ко мне прямо в палату приходил врач с чемоданчиком, подсоединял провода и со словами: «Ну что, полетели в космос!» – приводил аппарат в действие», – рассказывал бывший пациент.

Электрошок (электрошоковая - электросудорожная терапия)

 – Если бы информация о том, что медики действительно использовали ЭСТ в качестве репрессивных мер, подтвердилась, можно было бы ставить вопрос о возбуждении уголовного дела. Но пока речь идет лишь о том, что применение электросудорожной терапии в отделении шло с полным игнорированием установленных Минздравом норм, – говорит Максим Соколов, начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Вологодской области.

Прокурорская проверка выявила целый ряд нарушений в отношении ряда пациентов областной психбольницы. Электросудорожная терапия здесь проводилась без необходимых всесторонних соматических, неврологических и лабораторных обследований, изучения противопоказаний и подготовительных мероприятий, не говоря уже о сборе врачебной комиссии. При этом, по распоряжению заведующего отделением, сведения о применении ЭСТ в медицинских картах больных не фиксировались, лечащие врачи в известность не ставились. Нашла свое подтверждение и информация о том, что все происходило прямо в палате, на глазах у других пациентов.

 – В медицине существует неоднозначное мнение относительно целесообразности ЭСТ. Все-таки это очень жесткая мера, и последствия могут быть весьма тяжелыми, вплоть до отмирания участков головного мозга. Именно поэтому условия ее применения строго регламентированы законом. Необходимый этап – заключение врачебной комиссии. Здесь же об этом речи не шло, налицо – нарушение прав человека, – комментирует Максим Соколов.

В прокуратуре отмечают, что происходившее ни в коей мере нельзя считать политикой больницы, напротив - руководство заведения всячески способствовало работе сотрудников прокуратуры и одновременно провело свою внутреннюю проверку. В безобразии, творившемся в отделении интенсивной терапии, виновны двое - заведующий отделением и работающий здесь же врач.

 – Метод электросудорожной терапии эффективен в определенных случаях, но он как никакой другой требует жесточайшего соблюдения всех мер, прописанных в законе. К назначению этого вида терапии мы подходим очень ответственно и за последние пять лет сократили его применение в десять раз. Безусловно, хоть малейшие намеки на нарушение разработанного порядка применения ЭСТ должны караться самым серьезным образом, – комментирует главный врач Вологодской областной психиатрической больницы Ольга Фалалеева. – Врач отделения уже получил дисциплинарное наказание. Заведующий же ушел в отпуск, как только о происходящем стало известно. Объяснений от него я пока не получила, что само по себе говорит не в его пользу. Как только он вернется, будем решать вопрос о его наказании, вплоть до увольнения.

В Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга констатируют, что за много лет работы им не часто приходилось сталкиваться с подобными нарушениями в работе психиатрических больниц.

 – Однажды я участвовал в поездке в Мурманскую областную психиатрическую больницу. Демонстрируя мне и журналистам возглавляемое им заведение, главврач с гордостью показывал кабинет для электрошоковой терапии. Журналистам он тогда сказал, что электрошок – это вид физиотерапии. Я же заметил, что это полная, стопроцентная ложь, – рассказывает президент комиссии Роман Чорный. – Электрошоковая (электросудорожная, электроконвульсивная) терапия – крайне жестокий метод лечения, один из побочных методов которого – частичная или полная потеря памяти. Именно из-за этого ее и покончил с жизнью Нобелевский лауреат в области литературы Эрнст Хэмингуэй. Я также сказал тогда, что если главный врач настолько вводит в заблуждение журналистов, то можно ли ожидать, что он дает правдивую информацию об ЭСТ своим пациентам перед тем, как они подпишут так называемое подлинно информированное согласие на проведение им в будущем электрошока? Что касается наказанием шоковой терапией за «плохое поведение», то именно таких обращений к нам не поступало. Хотя я бы не удивился. Слишком много пострадавших от нарушений их прав – в том числе от «дисциплинарной психиатрии» – обращалось в Гражданскую комиссию по правам человека Санкт-Петербурга.

 


К этой новости рекомендую почитать историю и последствия электросудорожной (электрошоковой) терапии.